Amo l'Italia

В декабре я был на выставке «Сохраняя культурное наследие: Гравюры старых мастеров», что проходила в Музее Архитектуры им. Щусова. Анонс мероприятия был следующим:

Ежегодно реставраторы отдела графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря восстанавливают более трехсот произведений, выполненных практически во всех известных оригинальных и печатных графических техниках. Рисунки и гравюры, отреставрированные сотрудниками отдела, недавно отметившего 60-летие со дня своего основания, можно обнаружить в коллекциях большинства музеев России и ближнего зарубежья.

Выставка «Гравюры старых мастеров» – своеобразный итог годовой работы художников-реставраторов графики – представляет наиболее интересные произведения школ западноевропейской гравюры, поступивших на реставрацию из собраний региональных музеев.

Экспозиция включает в себя сорок работ нидерландских, французских, немецких, итальянских и английских граверов и охватывает период с XVI по XVIII века.

Для меня ключевой фразой была «итальянские граверы», поэтому я решил сходить на выставку. Впечатления ниже.

Что я знал про щусовский музей? Ничего. Придя на выставку, я ожидал получить легенду музея, ретроспективу гравюры, описание жизни неизвестных мне мастеров. Это при том, что в моей книжной коллекции имеется более тысячи гравюр из разных стран. Про гравюру я знаю многое, но каждый раз готов к получению новой информации. Увы, меня ждало разочарование.

Зал выставки был покрыт сумерками, за стойкой стояли вежливые бабуси, продавшие мне билет за 200 рублей. На вопрос, где находится основная экспозиция архитектурного музея, они пожали костлявыми плечами, что уже являлось сигналом.

Представьте, что вы входите в грот 19 века, на стенах висят какие-то картинки с информационными табличками мелким текстом. В полумраке разглядеть, что там написано, очень сложно.

Я пробыл на экспозиции 20 минут, после чего мои глаза вылезли из орбит. Освещение в 10 свечей + 14 кегель текста убили всякое желание вчитываться в описание гравюр. А ведь среди них были настоящие шедевры, работы с долгой историей, сюжеты мастеров. Что получал посетитель такой выставки? Ничего. Явно не хватает информационных материалов – грустная особенность большинства российских выставок.


Надпись не разобрать даже с полуметра

Стало обидно за державу. В России самые убогие музеи. Если не брать пятерку отечественных «крупнячков», то руководство основной массы музеев следует сменить и отправить на пенсию.

Перенесемся в Амстердам, где расположен музей Ван Гога. Внутри он выглядит так.

Конечно, нельзя сравнивать Ван Гога и гравюру, но сейчас фокус на информационном сопровождении. Например, в голландском музее имеются стойки с айпэдами, откуда можно узнать любую деталь представленных работ.

У Ван Гога есть картина «Спальня художника в Арле», которую он написал в 1888 году, находясь в приподнятом состоянии духа.

Исследователи-маньяки разобрали каждый фрагмент картины по «косточкам», чтобы потом воссоздать комнату вживую, какой она была 120 лет назад при жизни художника. Получилась выставка в выставке. На стенах висят плакаты, показывающие процесс работы ученых.

И вот что получилось.

При входе в музей можно взять аудиогид. Это такая коробочка с цифрами. Возле картин висят таблички с нумерацией. Нажав соответствующие цифры на аудиогиде, в наушниках начинает звучать выбранный рассказ. Жутко удобно, когда рядом нет экскурсовода или ты ничего не знаешь о творчестве художника.

Аудиогиды бывают разные. Так, во многих итальянских музеях посетителям даются ИК-плееры фирмы Dataton.

Подходишь к картине, ничего не нажимаешь, а только направляешь аудиогид на специальный датчик – и получаешь пятиминутный экскурс в историю.

Надоело слушать, переходишь дальше. Чтобы получить такой гид, надо отстоять в очереди 10 минут, потому что наушников на всех не хватает.


Зарядка в боксе

Одна такая «палочка» стоит $400, но руководство музеев не жмотится на аппаратуру. Зарядное устройство на 25 аудиогидов стоит $1500. ИК-метка – $100.

Мелочь, но приятно. Может быть, поэтому в европейских музеях получаешь удовольствие, а в наши ходить не хочется.

§289 · January 9, 2012 · Tags: ·